Маленькое черное платье, ставшее символом стиля и элегантности, было популяризировано дизайнером Коко Шанель в 1920-х годах. Она предложила это платье как универсальный предмет гардероба, подходящий для различных случаев, тем самым изменив вектор женской моды на более практичные и функциональные вещи.
Шанель показала, что черное платье может быть не только строгим, но и стильным, бросая вызов традиционному восприятию цвета как траурного. С тех пор маленькое черное платье заняло прочное место в гардеробах женщин по всему миру и стало классикой моды.
- Маленькое черное платье (МЧП) стало символом стиля благодаря дизайнеру Коко Шанель.
- Шанель впервые представила МЧП в 1926 году, что произвело революцию в моде.
- Платье было задумано как универсальный и доступный элемент одежды для женщин.
- В 1920-е годы платье начинало ассоциироваться с феминизмом и освобождением женщин.
- Позднее МЧП было популяризировано актрисами, такими как Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани».
Маленькое черное платье: удивительная история культовой вещи
От утонченного образа Анны Карениной в ее черном платье до креативных концепций Коко Шанель: раскрываем настоящую историю уникального наряда, который стал неотъемлемой частью женского гардероба.
7 792
Маленькое черное платье похоже на черный квадрат Малевича. На первый взгляд, картина выглядит довольно просто, и кажется, что каждый может ее воспроизвести. Однако, изучая детали, становится ясно, что она имеет более глубокий смысл. Так и с маленьким черным платьем.
Хотя обычно его историю начинают с великой Коко Шанель и 1920-х годов, мы с вами заглянем во времена более ранние.
Важно отметить, что у платья Шанель были предшественники. Чтобы понять его оригинальность и значимость идеи универсального наряда, следует рассмотреть, какие принципы лежали в основе женской моды до этого момента.
В XIX веке идеальный гардероб включал в себя множество самых разных нарядов на все случаи жизни. Утренние, прогулочные, визитные, для второй половины дня, для балов, концертов, театров, домашних и официальных ужинов. И правила этикета строго определяли, что и когда уместно надеть. Однако позволить себе иметь много платьев могли далеко не все. И вот тут-то черные платья и приходили на помощь.
Вы помните Джейн Эйр из произведения Шарлотты Бронте? Она, работая гувернанткой в состоятельной семье, имела всего три платья: одно серое для торжественных случаев и два черных для повседневного использования – одно шерстяное, другое шелковое. Как говорится, для любого события – как на праздник, так и в повседневной жизни.
Черный цвет служил спасением для женщин, зарабатывающих на жизнь – исходя из работы гувернанток, моделей, экономок, продавщиц и многих других. На картинах французских импрессионистов можно встретить множество героинь в черных нарядах – скромные девушки, стремившиеся к моде, но не имевшие возможности для этого. Черный цвет также был предпочтительным выбором среди студенток, которые ценили его практичность и лаконичность.
Кроме того, черный цвет часто сигнализировал о возрасте, его нередко выбирали пожилые дамы. Черные наряды также носили амазонки и для верховой езды.
Со временем черный начинает активно входить в женскую моду (в мужской он закрепился как основной еще с начала XIX века) – символом элегантности, подчеркивающим красоту женственного силуэта, а не только необходимостью скромности или траура.
Однако об универсальности тоже не забывали! Постепенно начинает набирать популярность идея, что у вас может быть одно черное платье. Его можно украсить по-разному и использовать в разных ситуациях. В одном из российских модных журналов писали еще в 1883 году: «В настоящее время черное бархатное платье составляет такую же неизбежную принадлежность гардероба всякой дамы, как и черное кашемировое; это резервный батальон, который нужно иметь на всякий непредвиденный случай. Раз у вас в картонке лежит черное бархатное платье, вы можете быть спокойны, что никакое неожиданное приглашение не поставит вас в затруднительное положение относительно туалета».
Однако черный по-прежнему ассоциировался с трауром. Как же различить траурное черное платье и обычное? Даже современникам порой было сложно это сделать. Но, как правило, отличия были очевидны: траурные наряды, особенно в период глубокого траура, изготавливались из тканей без блеска – крепа, различных шерстяных материалов и матового шелка.
Они представляли собой строгие, скромные модели с минимальной отделкой. В то время как платье, подобное тому, что носила Анна Каренина на балу, где она завоевала внимание Вронского, никто бы не принял за траурное – с его глубоким вырезом и кружевами. Это великолепное, хотя и сдержанное бальное платье выделяло Анну на фоне других дам.
К рубежу XIX и XX веков черными могли быть даже вечерние платья молодых девушек, что раньше было не принято. Словом, задолго до Шанель черный цвет воспринимали не только в качестве траурного, и концепция черного платья, как универсального наряда, уже существовала.
К 1910-м годам маленькое черное платье продолжало эволюционировать. Первая мировая война способствовала упрощению женской моды. Усталость от сложных, ограничивающих движений одежды сделала необходимость в более простых нарядах особенно актуальной. Женщины стали работать не только ради выживания, но и занимали более высокие социальные позиции.
А после войны возврата к старому укладу уже не было. Возникли новые идеалы красоты, новая манера поведения. Продолжал меняться и костюм.
В новом мире нашлось место и для черных платьев. В 1919 году Эмили Пост, один из ведущих экспертов по этикету, заметила, что «носить черный цвет постоянно может быть утомительно, но ни один другой цвет не так универсален и уместен в любых обстоятельствах».
В 1922 году модный дом Премэ презентовал простое черное платье из атласа с белыми манжетами и воротником. Оно вписалось в минималистичный стиль, характерный для «ревущих двадцатых». Модель носила название «Ля Гарсон», в честь одного из популярных романов той эпохи. Новая концепция, ориентированная на худощавых девушек, была названа в честь модели. В модных изданиях утверждали, что успех «Ля Гарсон» стал беспрецедентным для любой модели платья!
А в 1925 году, то есть за год до Шанель, дом моды Жанны Ланвен предложил скромное платье из черного атласа без всякой отделки. Более того, и словосочетание «маленькое черное платье» иногда встречалось в литературе и в прессе.
Таким образом, Шанель не создала ни саму идею платья, ни стиль, но именно она сделала это направление поразительно известным. Коко предложила разные версии рождения своего творения, но все сводилось к тому, что, наблюдая за разноцветной толпой, она поняла: слишком много ярких оттенков. Ей понадобилось что-то иное – только черное платье выглядело действительно элегантно.
И 1 октября 1926 года в журнале «Вог» был опубликован эскиз очень простого платья. В качестве аксессуара предлагалась нитка жемчуга. Первоначальный вариант был из шерстяного джерси. Однако, когда Шанель осознала потенциал его популярности, возникли и другие модели – из крепдешина, с длинными рукавами, из хлопчатобумажной тонкой ткани без рукавов, из атласа, с двойной юбкой.
Журнал описал этот наряд как «Форд от Шанель» – намек на модель автомобиля «T» Генри Форда, который говорил: «Машина может быть любого цвета, если она черного». Простое черное платье стало не только краткосрочным хитом, но и долговечным стилистическим решением. В модных изданиях сообщали, что это платье стало «униформой для современной женщины», «нарядом, который будут носить все».
Шанель была выдающимся стилистом. Она сама говорила, что этот наряд стал «отличной основой для любого времени суток и ситуации. Белоснежные воротники и манжеты придавали ему официальный и деловой вид, а множество аксессуаров – вечерний шик. При этом само платье почти незаметно, акцентируя лишь фигуру женщины и красоту ее кожи».
Платье стало фоном, на котором женщины двадцатых создавали самые разные образы. И пусть платье Шанель появилось не как попытка сэкономить, а как попытка достичь идеала элегантности, тем не менее, экономить оно тоже помогало. Как говаривала Великая Мадемуазель, «благодаря мне бедные девушки могут разгуливать как миллионерши».
Так маленькое черное платье стало не просто очередным элементом гардероба. Оно заняло свое законное место в модной истории! Уоллис Симпсон, герцогиня Виндзора, как-то отметила, что если у вас есть подходящее маленькое черное платье, ничего в мире его не заменит. И это при том, что она могла позволить себе любой костюм! Кристиан Диор также указывал, что дамский гардероб не может обойтись без маленького черного платья (читайте также: Вещи-легенды: модное наследие Кристиана Диора).
Несколько лет назад в аукционном доме «Сотбис» состоялся очередной аукцион, который назывался просто «Маленькое черное платье». В нем принял участие Дидье Людо, хозяин бутика в Париже, где уже сорок лет продают винтажные наряды, причем исключительно Высокой моды. На аукционе были представлены платья, начиная с 1920-х вплоть до наших дней.
Лучшие дизайнеры XX века – от Шанель до Баленсиаги, от Ива Сен-Лорана до Йоджи Ямамото – создавали свои версии маленьких черных платьев. Эти модели были разнообразны, но все они объединены этой концепцией.
Как выбрать маленькое черное платье?
Маленькое черное платье стало настоящей находкой в женском гардеробе, позволяя модницам создавать безукоризненные образы. Это универсальное платье подходит каждой женщине, независимо от возраста, фигуры и предпочтений в стиле. Оно легко вписывается как в нарядные, так и в деловые ансамбли.
С чем носить маленькое черное платье? Данная вещь отлично гармонирует с другими элементами гардероба всевозможных цветов и оттенков, легко «подружится» с самыми яркими эффектными аксессуарами такими, как бусы из натурального белого жемчуга, крупной чешской брошью или серьгами-подвесками с янтарем, при этом образ не будет выглядеть вычурным. За последние годы платье претерпело ряд изменений и сегодня понятие «маленькое черное платье» объединяет множество разных его фасонов, не утрачивая идеи предыдущих лет. Оно может быть как мини, так и макси, приталенным и свободным, открытым и закрытым.
Давайте подробнее рассмотрим наиболее распространенные модели маленького черного платья.
Классическое черное платье
Это женственный силуэт со строгими анатомическими линиями кроя. Такой фасон остается нарядным и универсальным на все случаи жизни. Одновременно скромное и элегантное, отлично смотрится на любой фигуре, входит в базовый женский гардероб.
Классическое черное платье-футляр идеально подходит для офиса, прогулок и повседневной носки. Его могут сделать оригинальным различные элементы – вышивка, драпировки, вырезы и рукава. Например, стильным вариантом станет облегающее черное платье с длинными рукавами из сетки и круглым вырезом горловины, или модель с короткой скрытой молнией на спине и утонченным округлым вырезом, подчеркивающим фигуру. Материал должен быть эластичным и отлично держать форму.
К платью-футляру хорошо подойдут украшения из белого золота с вставками из бриллиантов или фианитов. Тонкая цепочка из того же металла с небольшой подвеской будет идеальным дополнением к образу.
Маленькое черное платье, ставшее символом элегантности и стиля, впервые популяризировала Коко Шанель в 1926 году. Именно она предложила идею простоты и универсальности этого элемента гардероба. В то время как мода диктовала сложные наряды, Шанель видела красоту в минимализме и использовании черного цвета, который ранее ассоциировался с трауром.
По её замыслу маленькое черное платье должно было стать основным элементом в гардеробе каждой женщины, позволяя легко переходить от дневного к вечернему стилю. Благодаря этому наряду, Шанель смогла изменить представление о женской моде и подчеркнуть индивидуальность. В её интерпретации платье стало временным эталоном стиля — оно могло быть как изысканным, так и повседневным, в зависимости от аксессуаров и обуви.
Разумеется, заслуживает упоминания, что маленькое черное платье не ограничивается только одним дизайнером. После Шанель многие модельеры продолжали развивать эту идею, добавляя свои уникальные штрихи и акценты. Тем не менее, именно Шанель является тем человеком, который заложил основы этого культового наряда, сделав его иконическим и неподвластным времени.
Как появилось
Хотя чёрные платья носили и раньше, изобретательницей того самого LBD считают Коко Шанель . В 1926 году она опубликовала в Vogue иллюстрацию простого чёрного платья длиной до икр. Ходила байка , что модельер придумала его как дерзкий вызов униформе, которую она должна была носить, будучи воспитанницей приюта. Другие слухи гласили, что Шанель придумала его в память о погибшем возлюбленном. Правду сегодня отыскать уже трудно.
В то время это платье считалось весьма скромным. Однако оно символизировало новую, свободную женщину 20-х годов. Vogue назвал его «Фордом Шанель». Как и известный автомобиль той эпохи, маленькое черное платье стало доступным для женщин всех слоев: «Это платье носят во всем мире». Его полюбили не только в своей стране, но и далеко за ее пределами. В трудные времена Великой депрессии это простое платье стало особенно актуальным.
Маленькое чёрное платье трансформировалось под запросы времени. В 1947 году французский дизайнер Кристиан Диор выпустил коллекцию New Look , включив в неё LBD. Чёрное платье стало более облегающим в талии и обзавелось объёмным подолом. Диор принёс ему новый виток славы, сделав LBD частью коктейльного дресс-кода .
После успеха Диора пришел черед Голливуда и француза Юбера де Живанши. В 1956 году на экраны вышел фильм «Завтрак у Тиффани», где Одри Хепбёрн предстала в черном платье-футляре, разработанном Живанши. Успех этого фильма и популярность актрисы сделали платье настоящим символом желаемого стиля для модниц. Образ Холли Голайтли до сих пор вызывает восхищение.
Французская певица Эдит Пиаф выступала в черном платье-футляре на протяжении всей своей карьерной жизни и за это получила прозвище «маленький черный воробей». Она была уверена, что черный наряд помогал публике сосредоточиться на ее голосе, а не на ее внешности.
Время шло, LBD продолжало меняться. Простые модели-мини 60‑х и 70‑х сменили баски, банты и объёмные плечи 80‑х. В 90‑х платье вернулось к своим минималистичным корням: в моду вошли платья-трубы, платья-майки. Женщины вдохновлялись образами Сары Джессики Паркер , Дженнифер Энистон , Вайноны Райдер . Принцесса Диана тоже внесла свой вклад в популярность чёрного платья. В 1994 году она приехала на летнюю вечеринку Vanity Fair в платье Christina Stambolian, превратив маленькое чёрное платье в «платье мести» .
Практически сто лет назад Vogue не ошибся: маленькое черное платье по-прежнему носит весь мир.
«Маленькие черные» до Шанель
Мадемуазель Коко, безусловно, цитировала девичью форму. Но не только ее. Еще в начале 1920-х годов многие парижские щеголихи и модельеры предложили свои формулы маленьких черных платьев, опередив Габриэль на целых пять лет.
В январе 1921 года экстравагантная принцесса Люсьен-Мюра появилась на светском мероприятии в платье из черного джерси – трикотажного материала, сделанного из шерсти, хлопка, шелка или синтетики. Первоначально использовалась только шерсть. Платье было с кушаком, усыпанным кубистическими вышивками, в черной накидке и шляпе, из которой свисали черные кружева шантильи, создавая экстравагантный вид. У Мюра была конкурентка – строгая мадам Патри, которая часто появлялась в обществе в черном шелковом или трикотажном платье и черной накидке.
Модельеры из Франции, такие как Дреколь, Пату и Дженни, в период с 1921 по 1924 год представили множество вариаций «маленького черного платья», созданных из разных тканей — атласа, велюра, тафты и бархата. Эти наряды отличались украшениями: вышивками, кушаками, кружевами, лентами, кисточками и черным бисером. Среди моделей встречались и более строгие ограничения, не отличавшиеся от работ Шанель. Например, в летние месяцы 1923 года хроникер заметил женщину, облаченную в сдержанное, но очень стильное платье из черного альпака, украшенное белым воротничком и манжетами. Ее образ моментально попал на страницы Vogue с заголовком: «Благородная простота — главное правило элегантности».
Люсьен-Мюра одной из первых в Париже начала носить маленькие черные платья и, вероятно, вдохновила этим Шанель.
1 / 8Принцесса Люсьен-Мюра. Париж, 1-я половина 1920-х годов
2 / 83 / 84 / 85 / 86 / 87 / 88 / 8
Габриэль, наблюдая за тенденциями, учитывала все. Замечая недочеты и неточности, она тайно восхищалась удачными, лаконичными решениями своих коллег и сосредоточенно работала над своим проектом. Ее маленькое черное платье из крепдешина, оживленное геометрическими плиссировками и аксессуарами, появилось в октябрьском номере Vogue 1926 года, без громких лозунгов и распиаренных заголовков.
Революционных изменений не произошло. Шанель не стала самой влиятельной модельером ХХ века, она лишь присоединилась к множеству парижских художников, выразивших свою любовь к черному цвету. Тем не менее, ей удалось сделать свое «маленькое черное» платье легко запоминающимся образом, который можно адаптировать к любым обстоятельствам и настроению. Она избавила его от лишних деталей и излишеств, помогая черный цвет найти свою свободу в самовыражении, умеренно подчеркивая его с помощью дешевых бус и деревянных браслетов на манжетах.
Успех формулы Шанель — не только в ее экспрессивной простоте, но и в той настойчивости, с которой мадемуазель рекламировала платье в течение 1920-х и напоминала клиенткам о «маленьком черном» в гламурные 1930-е. Ее платье даже назвали «униформой всех женщин с хорошим вкусом». Были «маленькие черные» у Пату, Дреколь, Вионне, Ланвен, Толльманн, Лилли Райх. Но запомнили именно версию Шанель.
Черные платья до Шанель
Коко Шанель в маленьком черном платьеLegion-Media
Принято думать, что Коко Шанель стала первой, кто ввел в моду маленькие черные платья. Однако это не так — женщины и до нее носили темные наряды. Правда, в большинстве случаев они считались символом траура, но опять-таки все было неоднозначно.
Например, служанки часто выбирали практичные темные макси, как и бедные девушки, не имеющие возможности регулярно обновлять свой гардероб, предпочитали такой универсальный цвет. Различие между траурным нарядом и повседневным выявлялось не столько в цвете, сколько в декоре и материалах. В случае траурных нарядов они были с закрытыми силуэтами, сдержанными и без блестящих деталей.
Как появилось маленькое черное платье — самый популярный женский наряд за последние 100 лет
История маленького черного платья полна легенд — что не удивительно, поскольку этот элемент гардероба оказался одним из самых влиятельных в истории моды и почти у каждой женщины на планете найдется подобное укороченное черное платье. О потенциале такого наряда и его уместности в самых разных ситуациях хорошо осведомлены как деловые женщины, так и любительницы вечеринок, а также домохозяйки. Именно так и возникло это платье.
«Форд от Шанель»
Нельзя сказать, чтобы черный цвет оставался вне поля зрения законодателей моды до появления маленького черного платья. С изобретением стойких красителей – а произошло это еще в XV веке – он пользовался большой популярностью у аристократов, а потом, как водится, и у сословий попроще. В XIX веке в Европе черный носили особенно много – причиной тому была «мода на траур», введенная королевой Викторией и «окрасившая» в этот мрачный цвет значительную часть нарядов в гардеробах: траур носили долго, со вкусом, а жизнь то и дело предоставляла поводы его возобновить.
Черный цвет когда-то был стандартом в одежде для воспитанниц приютов — скромный и практичный, он служил основой для одинаковых и невыразительных нарядов, отнимая у девочек индивидуальность. Это было далеко от понятий «мода», «шик», «элегантность». Коко Шанель в молодости хорошо знала о сиротской униформе — ее детство прошло в монастырской школе. Парадоксально, но спустя несколько лет она вознесла черную «униформу» на пьедестал моды.
Уже до знаменитого изобретения Шанель существовали сменившие викторианские черные наряды простые укороченные платья
В 1926 году в Vogue был опубликован эскиз Шанель, который стал историческим — это было прямое платье-сорочка, свободного кроя, длиной до колен. Мадемуазель считала, что колени — это «самая непривлекательная часть женского тела». Новое черное платье обрело статус униформы для женщин со вкусом — оно стало вне времени и модных трендов. Простое, долговечное, с бесконечными возможностями для самовыражения через аксессуары, его прозвали «Форд от Шанель» — как доступное и практичное для многих женщин.
Не всегда маленькое, но всегда черное
С появлением маленького черного платья связана легенда, что Коко Шанель создала его в память о покойном возлюбленном. Хотя это вряд ли так, новый цвет одежды позволял женщинам добавлять либо убирать намек на утрату в свой образ. В любом случае, начиная с 1920-х годов черный цвет, благодаря Шанель, перестал ассоциироваться исключительно с трауром, превратившись в один из главных элементов женского образа.
Если говорить о легендах, то и само изобретение такого платья запомнилось миру в несколько искаженном виде. Дело в том, что на самом деле Шанель ничего не изобрела: похожие наряды уже несколько лет к моменту выхода знаменитого выпуска благополучно продавались разными модельерами. Жанна Ланвен, например, была среди тех, кто обогнал Шанель в создании базового черного платья. Вероятнее всего, сама Габриэль была вдохновлена кем-то из тогдашних модниц, создавая свою концепцию.
Черное платье от ведущих кутюрье украшало множество известных женщин.
Как бы то ни было, а в историю вошла именно формула Шанель: простота, многофункциональность, лаконичность, независимость от капризов моды. Любовь к маленькому черному платью благополучно пережила Великую депрессию и Вторую мировую: именно оно оказалось наиболее доступно в тяжелые времена. В послевоенное время многие компании, не изобретая велосипед, сделали черное платье-футляр униформой для работниц. Платье выдержало конкуренцию и с диоровским нью-луком, ставшим сенсацией конца сороковых.
Вне моды и вне времени
Универсальность маленького черного платья заключается в том, что его можно носить как днем, так и вечером, лишь стоит сменить аксессуары и обувь. Так было сто лет назад — и так остается сейчас. После Шанель маленькое черное платье стало частью коллекций многих модельеров. Одним из самых известных стало платье Живанши для персонажа Одри Хэпберн в фильме 1961 года «Завтрак у Тиффани». В 2006 году это платье было продано на аукционе за 467 тысяч фунтов стерлингов.
Эдит Пиаф Выступала в черном платье — оно не отвлекало внимание зрителей от ее музыки. Однако нельзя сказать, что популярность черного платья была неизменной: в пятидесятые и затем в семидесятые года модницы обращали внимание на другие цвета, оставляя черный на втором плане. С шестидесятых длина платьев стала короче, и первоначальные длины маленького черного платья утратили актуальность. В девяностые его сочетали с массивной обувью. Тем не менее, похоже, что это платье никогда не выйдет из моды.
В том или ином варианте черное платье почти всегда занимает почетное место в женском гардеробе
Каждая актриса, певица или женщина-политик когда-либо появлялась в черном платье, и стоит отметить, что среди таких нарядов немало успешных образов. Это происходит потому, что основная идея, озвученная когда-то Коко Шанель, допускает множество вариантов, соответствующих разным женщинам. Черное платье считается чем-то вроде холста, который в руках талантливого стилиста оживает в уникальное произведение искусства. Кроме того, стоит вспомнить и другие культовые наряды литературных героинь, помимо черного платья Холли Голайтли, прославившегося благодаря кино.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Чем дополнить маленькое черное платье






Независимо от времени и изменений в модных предпочтениях, есть вещи, которые никогда не исчезнут и не потеряются среди транзитных тенденций. Коко Шанель знала особый секрет элегантности и простоты, не только в платье, но и в жизни, и щедро делилась им: «Будьте куколкой днем и бабочкой вечером, ведь нет ничего более уютного, чем кокон, и более располагающего к любви, чем крылья бабочки…»
Вопросы по теме
Как маленькое черное платье стало символом женского гардероба?
Маленькое черное платье (МЧП) приобрело статус символа стиля и элегантности благодаря своей универсальности и простоте. В 1926 году Коко Шанель представила свою знаменитую модель, которая быстро стала популярной благодаря своей способности подходить для различных случаев: от вечерних выходов до повседневных деловых встреч. МЧП стало основой для создания множества образов и в дальнейшем попало в обиход как «платье на все случаи жизни», прославляя женственность и утонченность.
Какую роль сыграла киноиндустрия в популяризации маленького черного платья?
Киноиндустрия сыграла ключевую роль в распространении и популяризации маленького черного платья. Знаменитые сцены с актрисами, такими как Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани», укрепили статус МЧП в массовой культуре. Эти образы сделали платье не только предметом одежды, но и символом стиля и грации, который вдохновлял женщин по всему миру. Кино стало своеобразной витриной, на которой МЧП демонстрировало свою универсальность и неподвластность времени.
Каковы инновации в дизайне маленького черного платья в последние десятилетия?
Современные дизайнеры активно экспериментируют с формами, текстурами и деталями, создавая новые интерпретации классического маленького черного платья. Например, использование экологически чистых материалов, креативные вырезы и неординарные силуэты – все это отличает современные модели от традиционных. Многие бренды также обращаются к историческим мотивам, включая элементы, характерные для разных эпох, что делает каждое новое МЧП уникальным и актуальным для потребителей, стремящихся подчеркнуть свою индивидуальность.